Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации к ДОУ детей
раннего возраста. Описание выборкиСтраница 1
Эмпирическое исследование проводилось с сентября по декабрь 2008 года.
Базой для проведения исследования послужила ясельная группа муниципального дошкольного образовательного учреждения №13 г.Читы.
В исследовании участвовали 20 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 12 девочек и 8 мальчиков).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер адаптации к детскому учреждению зависит от наличия у ребенка соматических и психосоматических заболеваний.
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - исследование психологических особенностей перехода ребёнка раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Конкретные задачи исследования заключаются в следующем:
1. Проследить закономерные этапы адаптации ребёнка раннего возраста к детскому учреждению
2. Выявить индивидуальные варианты привыкания к яслям; провести сравнительное обследование детей с разным типом адаптации.
3. Выявить зависимость адаптации к ДОУ от наличия соматического заболевания.
Объект исследования – адаптация ребенка раннего возраста к детскому учреждению.
Предмет исследования – психологические аспекты адаптации ребенка.
В результате проведенного анализа медицинских карт воспитанников данной группы, было выявлено, что шестеро детей имеют хронические соматические заболевания. Данные дети были отнесены нами в группу соматически ослабленных детей. К этой же группе мы отнесли еще шестерых детей, имеющих в анамнезе частые инфекционные (простудные) заболевания. В таблице 2 представим данные о детях, участвующих в экспериментальном исследовании.
Таблица 2 Данные о детях, принимавших участие в исследовании
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст ребенка |
Наличие хронических заболеваний |
1 |
Вера А. |
1,9 |
Повышенное внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, состоит на учете у детского невропатолога |
2 |
Вова Л. |
1,11 |
Атопический дерматит, повышенное артериальное давление |
3 |
Алла Г. |
2,4 |
Хронических заболеваний нет |
4 |
Оля Г. |
2,9 |
Частые простудные заболевания, |
5 |
Света Г. |
2,2 |
Хронический тонзиллит |
6 |
Надя К. |
2,9 |
Гипертрофия щитовидной железы |
7 |
Женя Н. |
2,8 |
Хронических заболеваний нет |
8 |
Оля П. |
1,10 |
Миопия |
9 |
Света С. |
2,1 |
Частые простудные заболевания, гиперактивность |
10 |
Алла С. |
2,3 |
Хронических заболеваний нет |
11 |
Кристина С. |
2,2 |
Частые простудные заболевания |
12 |
Коля Т. |
2,8 |
Хронический синусит, гиперактивность |
13 |
Илья К. |
1,9 |
Частые простудные заболевания |
14 |
Сережа Ж. |
1,11 |
Хронических заболеваний нет |
15 |
Лера Н. |
2,6 |
Частые простудные заболевания |
16 |
Миша Т. |
2,6 |
Хронических заболеваний нет |
17 |
Кирилл Ж. |
2,9 |
Хронических заболеваний нет |
18 |
Олег У. |
2,8 |
Хронических заболеваний нет |
19 |
Алена Н. |
2,3 |
Хронических заболеваний нет |
20 |
Лена Л. |
1,10 |
Частые простудные заболевания, пониженное артериальное давление |
Другое по теме:
Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...
Коммуникационные барьеры, причины их
возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над чело ...
Содержание психической жизни младенца
Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он наблюдает за ними и накапливает необходимый опыт для дальнейшего развития. Л.С. Выготский пишет: « Младенец с самого начала сталкивается только с такими ситуациями, ...