Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследованияСтраница 1
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.
Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительными особенностями педагогического эксперимента являются: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогического процесса как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробация полученных данных в массовом опыте профессионального образования.
В ходе педагогического эксперимента мы решали следующие задачи:
1). Выделить критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков.
2). Изучить существующий уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.
3). Проанализировать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, способствующих предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.
В работе с подростками применялись диагностические средства, позволяющие эффективно оценить уровень сформированности ценностных ориентаций: наблюдение, методика «Мотивация успеха и неудач», тест «Ценностные ориентации», изучение особенностей формирования ценностных ориентаций. На констатирующем этапе работа велась по направлениям:
1. Выявление ведущей сферы личности подростка: потребностной, мотивационной, деятельностной.
2. Выявление уровня сформированности и направленности ценностных ориентаций подростков.
3. Выявление направленности мотивации личности подростков.
4. Выявление личностных особенностей, присущих подростку в связи с преобладанием той или иной сферы.
Надёжность результатов эксперимента обеспечивалась нами путём продуманного вступления групп учащихся в эксперимент, то есть контрольные и экспериментальные группы обладали равноценными показателями выделенных критериев эффективности работы. Для определения этого мы использовали методы математической статистики, а именно Т-критерий. Он позволил, используя методику «Мотивация успеха и неудач», при сравнении КГ и ЭГ после нулевого среза обнаружить, что р-уровень значимости t-критерия составляет >0,05. Это характеризует отсутствие достоверных статистически значимых различий между КГ и ЭГ, то есть они вступили в эксперимент с равноценным потенциалом.
После определения комплекса педагогических условий создание воспитательно-коррекционной программы для его реализации становится неотъемлемым этапом предупреждения и преодоления асоциального поведения. Воспитательно-коррекционная программа целенаправленно и многоуровнево включает в себя выделенные педагогические условия, реализует их комплексно, объединяет методы воспитания; делает их более вариативными и лабильными, а соответственно, сам процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения более выверенным и эффективным.
Основная концептуальная идея воспитательно-коррекционной программы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важнейшим фактором формирования единой культуры, приемлемой системы ценностей, представляющих с одной стороны, составную часть общечеловеческой культуры, а с другой – средство культурного развития личности участников воспитательного процесса. Конечной целью реализации нашей программы является выпускник как сформированная личность. В программе обеспечивается самореализация генетического, психологического, социального потенциала каждого воспитанника за счет личностного роста. Мы предполагаем, что результатами реализации программы станут следующие положения:
1. Улучшение достигнутого до эксперимента уровня результатов воспитательной деятельности вопреки ухудшающейся окружающей действительности.
2.Улучшение общего морально-нравственного климата.
3.Усиление ориентации воспитанников на духовные, моральные ценности;
4. Начало тенденции снижения агрессивности, нигилизма в поведении, хулиганства, правонарушений, преступлений.
5.Вопитание отрицательного отношения подростков к алкоголю, курению, наркотикам.
6.Повышение уровня самореализации, самоопределения, саморазвития воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
Обобщённые результаты представлены в таблице, где отражены начальные и конечные результаты, а также определенная наглядность эксперимента. Рассматривая особенности формирования механизма дифференциации ценностных ориентаций по результатам исследования, можно сказать, что у экспериментальных классов важный элемент структуры относительно сформирован (см. табл. 1, рис.1).
Таблица 1
Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков
Школа |
Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков | |||||
Очень низкий уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень | ||||
Начало экспер-та |
Конец экспер-та |
Начало экспер-та |
Конец экспер-та |
Начало экспер-та |
Конец экспер-та | |
% |
% |
% |
% |
% |
% | |
109 (Эг) |
83.3% |
9.5% |
15.5% |
32.1% |
1.2% |
58.3% |
81 (ЭГ) |
80.9% |
4.8% |
16.7% |
33.3% |
2.4% |
61.9% |
5 (КГ) |
73.8% |
6% |
22.6% |
73.8% |
3.6% |
20.3% |
Другое по теме:
Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находитьс ...
Анализ результатов исследования
Все больные научно получали антиретровирусную и психофармакологическую терапию. Отмечено, что 6 человек умерло от СПИДа, то есть конкретная причина смерти не обозначается ни в одном случае. Летальные исходы наступали, несмотря на лечение антиретровирусными препаратами. С другой стороны, назначение последних сыграло определённую негативную роль в механизме наступления смерти.
Социально-психологи ...
Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29].
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной де ...