Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Страница 1

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительными особенностями педагогического эксперимента являются: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогического процесса как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробация полученных данных в массовом опыте профессионального образования.

В ходе педагогического эксперимента мы решали следующие задачи:

1). Выделить критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у подростков.

2). Изучить существующий уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.

3). Проанализировать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, способствующих предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

В работе с подростками применялись диагностические средства, позволяющие эффективно оценить уровень сформированности ценностных ориентаций: наблюдение, методика «Мотивация успеха и неудач», тест «Ценностные ориентации», изучение особенностей формирования ценностных ориентаций. На констатирующем этапе работа велась по направлениям:

1. Выявление ведущей сферы личности подростка: потребностной, мотивационной, деятельностной.

2. Выявление уровня сформированности и направленности ценностных ориентаций подростков.

3. Выявление направленности мотивации личности подростков.

4. Выявление личностных особенностей, присущих подростку в связи с преобладанием той или иной сферы.

Надёжность результатов эксперимента обеспечивалась нами путём продуманного вступления групп учащихся в эксперимент, то есть контрольные и экспериментальные группы обладали равноценными показателями выделенных критериев эффективности работы. Для определения этого мы использовали методы математической статистики, а именно Т-критерий. Он позволил, используя методику «Мотивация успеха и неудач», при сравнении КГ и ЭГ после нулевого среза обнаружить, что р-уровень значимости t-критерия составляет >0,05. Это характеризует отсутствие достоверных статистически значимых различий между КГ и ЭГ, то есть они вступили в эксперимент с равноценным потенциалом.

После определения комплекса педагогических условий создание воспитательно-коррекционной программы для его реализации становится неотъемлемым этапом предупреждения и преодоления асоциального поведения. Воспитательно-коррекционная программа целенаправленно и многоуровнево включает в себя выделенные педагогические условия, реализует их комплексно, объединяет методы воспитания; делает их более вариативными и лабильными, а соответственно, сам процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения более выверенным и эффективным.

Основная концептуальная идея воспитательно-коррекционной программы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию подрастающего поколения стала важнейшим фактором формирования единой культуры, приемлемой системы ценностей, представляющих с одной стороны, составную часть общечеловеческой культуры, а с другой – средство культурного развития личности участников воспитательного процесса. Конечной целью реализации нашей программы является выпускник как сформированная личность. В программе обеспечивается самореализация генетического, психологического, социального потенциала каждого воспитанника за счет личностного роста. Мы предполагаем, что результатами реализации программы станут следующие положения:

1. Улучшение достигнутого до эксперимента уровня результатов воспитательной деятельности вопреки ухудшающейся окружающей действительности.

2.Улучшение общего морально-нравственного климата.

3.Усиление ориентации воспитанников на духовные, моральные ценности;

4. Начало тенденции снижения агрессивности, нигилизма в поведении, хулиганства, правонарушений, преступлений.

5.Вопитание отрицательного отношения подростков к алкоголю, курению, наркотикам.

6.Повышение уровня самореализации, самоопределения, саморазвития воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.

Обобщённые результаты представлены в таблице, где отражены начальные и конечные результаты, а также определенная наглядность эксперимента. Рассматривая особенности формирования механизма дифференциации ценностных ориентаций по результатам исследования, можно сказать, что у экспериментальных классов важный элемент структуры относительно сформирован (см. табл. 1, рис.1).

Таблица 1

Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

Школа

Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

Очень низкий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Начало экспер-та

Конец

экспер-та

Начало

экспер-та

Конец

экспер-та

Начало

экспер-та

Конец

экспер-та

%

%

%

%

%

%

109 (Эг)

83.3%

9.5%

15.5%

32.1%

1.2%

58.3%

81 (ЭГ)

80.9%

4.8%

16.7%

33.3%

2.4%

61.9%

5 (КГ)

73.8%

6%

22.6%

73.8%

3.6%

20.3%

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находитьс ...

Анализ результатов исследования
Все больные научно получали антиретровирусную и психофармакологическую терапию. Отмечено, что 6 человек умерло от СПИДа, то есть конкретная причина смерти не обозначается ни в одном случае. Летальные исходы наступали, несмотря на лечение антиретровирусными препаратами. С другой стороны, назначение последних сыграло определённую негативную роль в механизме наступления смерти. Социально-психологи ...

Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29]. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной де ...