Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Страница 2

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования

Рис.1. Уровни механизма дифференциации ценностных ориентаций подростков

В экспериментальных классах количество учащихся с высоким уровнем развития механизма дифференциации ценностных ориентаций составляет 58.3% и 61.9% учащихся, в контрольных – 20.3%. Это позволяет охарактеризовать в экспериментальных классах степень личностной зрелости как вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития (в то время как в контрольных классах, наоборот отмечаем несоответствие), а также говорит о выстраивании индивидуальной системы ценностей в определённую иерархическую структуру, выражающую менее и наиболее актуальные жизненные цели, формирования комплекса ценностных ориентаций с определённым набором ценностей, ценностных отношений.

В контрольных классах превалирует процент учащихся с низким уровнем развития механизма дифференциации - 73.8%, поэтому нельзя утверждать, что данный механизм превратился в устойчивую личностную характеристику.

Также существует некоторый процент учащихся в экспериментальных классах с низким уровнем развития механизма дифференциации - 32.1% и 33.3%. Данная часть учащихся в контрольных и экспериментальных классах не осознали свою жизненную позицию, не определили своего личностного отношения к ценностям окружающего мира. В экспериментальных классах процент таких учащихся ниже на 41.7% и 40.5%, что характеризует эффективность программы.

В этот период начинаются конфликты с взрослыми и все силы направляются на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, учащиеся считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.

Итак, после реализации воспитательно-коррекционной программы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций улучшение результатов происходит за счёт того, что она направляет и упорядочивает развитие ценностных ориентаций, формирует и укрепляет приемлемую жизненную позицию. Это объясняется тем, что данный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как основ жизненной позиции, которая способствует становлению мировоззрения, формированию эмоционально-ценностного отношения к себе.

Программа с первых мероприятий обеспечивает деловое сотрудничество, что повышает самооценку подростка и даёт возможность поверить в свои силы, рассчитывать на успех, важная роль принадлежит успешности в деятельности; чего чаще не хватает учащимся, не включённым в программу. Обеспечивается снижение определённых кризисных и конфликтных ситуаций, так как возникают устойчивые ценности, мотивы поведения.

В контрольных и экспериментальных классах остались подростки с асоциальными установками и поведением, но в контрольных классах их на 13.3% больше, чем в экспериментальных, что также говорит в пользу совмещения традиционных и нетрадиционных методов воздействия и воспитания. Данных подростков характеризуют углубившиеся, оставшиеся без внимания гипертрофированные особенности поведения, характера (негибкость, болезненные переживания). Уход в себя, квазипотребности, неадекватная самооценка, отрицательное поведение, ложные ценности, идеалы - всё это закрепляется в сознании подростка, имевшего лишь асоциальные установки, а без воспитательно-коррекционного вмешательства формируется асоциальное поведение, которое сложно корректировать.

Все представленные данные, эффективность программы и комплекса педагогических условий мы подтверждаем методами математической статистики:

1. ANOVA Фридмана и коэффициент конкордации, или согласия Кендалла. Выявление достоверности изменения показателей от среза к срезу:

в ЭГ р-уровень значимости <0,01, то есть имеются статистически значимые различия между срезами, указывающие положительную динамику и зависимость показателей от реализации этапов программы и педагогических условий.

в КГ р-уровень значимости <0,7, то есть статистически значимые различия между срезами в КГ отсутствуют, что указывает на непериодические, нестойкие изменения, формирование ценностных ориентаций происходит хаотично и ненаправлено. Это показывает сложность естественного развития, его противоречивость, кризисность и конфликтность, а главное - отсутствие эффективных методов, методик для улучшения показателей.

2. Т-критерии. При сравнении КГ и ЭГ после третьего среза р-уровень значимости вычислен с достоверностью 0,000001, что характеризует достоверность различий между КГ и ЭГ и, соответственно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, мы доказали наличие статистически значимых различий между группами после прохождения программы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций и переход на качественно новый уровень развития личности. Следовательно, это не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием достоверности и эффективности программы, в которой реализуется комплекс педагогических условий, способствующий не только предупреждению, но и преодолению асоциального поведения.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...

Состояния активации и уровни бодрствования
Психофизиологические представления об упорядоченном множестве состояний организма интенсивно разрабатываются в рамках теории активации. Гипотетическая шкала уровней бодрствования "сон - сверхвозбуждение" [119; 201] охватывает широкий диапазон поведенческих реакций, которым ставятся в соответствие разные уровни активированности физиологических систем. В этом смысле под активацией обычно ...

Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку ...