Познавательные психические процессы (их виды основные свойства)
Страница 1

Психология » Психология и педагогика » Познавательные психические процессы (их виды основные свойства)

Успешное осуществление процесса управления возможно лишь в том случае, когда субъект управления (руководитель) имеет представление об объекте управления (подчиненном), что объясняет необходимость изучения понятия личности, ее структуры, особенностей поведения в организациях и группах. Знание этих вопросов необходимо каждому руководителю.

В чем же сущность психологического понятия «личность»?

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индиви­дуальность». Индивид – это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы, как природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.

Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода деятельность личности рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система. В ней можно выделить три основные подсистемы:

1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами, составляющими ее индивидуальное своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю для реализации индивидуаль­ного подхода к ним, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования эффективней деятельности членов коллектива.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая высшими уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г. Ананьев):

1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно составить психологический портрет человека, позволяющий дать ему качественную оценку.

Составляется также так называемая карта личности для оценки способностей, характера, психологической направленности, опыта личности, индивидуальных особенностей психических процессов и т.д.

Социально-психологические свойства

Психологические свойства

Особенные потребности

Возрастные и половые особенности

Тип нервной системы

задатки

Рис. 1. Пси

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оценить степень эффективности предложенной системы ...

Функции, виды и формы тревожности.
Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оц ...

Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое исследование психологической готовности учащихся 4В кла
Для диагностики использована авторская методика Т.Н.Князевой[9]. Обобщая основные характеристики психического развития ребенка к концу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что структура психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя как системообразующий компонент сферу субъективной активности ребенка, представляющую собой интегративное образование. Это спла ...