Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыскаСтраница 2
Задачи по раскрытию преступления имеют многоцелевой характер. В каждом конкретном случае целями могут быть определенные материальные объекты (люди, вещи, следы на них и т. п.), заранее заданные действия (передать определенную информацию, составить рапорт и т. д.), некоторое новое знание (обнаружение и приобретение нужных сведений, доказательство важных для дела положений и пр.). Задачи, целью которых является достижение новых, пока не известных знаний, составляют большой класс интеллектуальных задач, занимающих чрезвычайно важное место в оперативно-розыскной работе.
Таким образом, в задачах по раскрытию преступлений цель играет роль общего требования, общего ориентира, задающего направление поиска, достижение которого возможно лишь посредством системы взаимосвязанной совокупности шагов.
Условия задачи по раскрытию преступлений во многом зависят от очевидности или неочевидности совершенного преступления.
При раскрытии очевидных преступлений (бытовых убийств, хулиганства в присутствии знающих преступника людей и других деяний, обнаружение которых происходит одновременно с установлением лиц, их совершивших) оперативно-розыскные меры используются крайне редко. Совсем иная ситуация складывается, когда преступление совершено в условиях неочевидности (при неизвестных обстоятельствах, неизвестным лицом). Раскрытие неочевидных преступлений представляет наибольшую трудность как для следователя, так и для оперативного уполномоченного. В процессе раскрытия подобных преступлений особая роль принадлежит аппаратам уголовного розыска, так как у следователя по таким делам наблюдается острый дефицит информации, необходимой для проведения следственных действий.
Именно задачи по раскрытию неочевидных преступлений находятся в центре нашего внимания, как более сложные и в то же время наиболее типичные для деятельности работника уголовного розыска. На долю неочевидных приходятся все преступления, остающиеся нераскрытыми, из них наибольшее распространение имеют кражи государственного и личного имущества, умышленные тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, грабежи, разбои и изнасилование, т. е. преступления, представляющие повышенную общественную опасность.
В преступлениях этого вида связи между событием преступления и лицами, к нему причастными, между преступником и потерпевшим, между последствиями и местом преступления и т. д. неизвестны, их предстоит выявить.
Информация, содержащаяся в исходных условиях задач, не дает непосредственного ответа, что именно является существенным для раскрытия преступлений. Кроме того, не исключена возможность умышленного изменения преступником обстановки места происшествия (т. е. искажения исходных условий задачи) с целью- затруднения процесса ее решения. С психологической точки зрения, в условиях задач по раскрытию неочевидных преступлений содержатся в разных соотношениях признаки, основанные на прежнем опыте оперативного уполномоченного уголовного розыска. «Внешний облик» задачи далеко не всегда совпадает с ее действительным содержанием, и, приступая к ее решению, никогда нельзя быть уверенным, что в ней представлены все и только нужные для решения условия. Информационная неопределенность — наиболее существенный признак задач по раскрытию неочевидных преступлений.
Б психологии предложено выделять следующие общелогические типы задач с точки зрения характеристики их исходных условий: 1) с полным набором только необходимых условий; 2) с недостатком некоторых из них; 3) с наличием всех необходимых и добавлением избыточных, лишних условий; 4) с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с избытком ненужных — с другой.23
«Классическим» вариантом задачи по раскрытию неочевидного преступления является задача, принадлежащая к четвертому типу: помимо исходной информационной неопределенности (неизвестно, какие условия окажутся существенными для решения, а какие — ненужными, лишними) условия задачи объективно не содержат всех данных, необходимых и достаточных для ее решения. Новые данные, приобретаемые по ходу работы над задачей, которые решающий считает нужным включить в исходные, получили в психологии название «привнесенных»24. Именно привнесенными данными объясняется постоянное переосмысливание условий и требований задач по раскрытию преступлений при их решении, что делает структурную характеристику этих задач динамичной. Естественно, прежде чем стать привнесенными, эти данные должны быть найдены, для чего требуются соответствующие умственные усилия со стороны решающего. От оперативного уполномоченного уголовного розыска в этом случае требуется мобилизация всех способностей и знаний.
Как мы уже отмечали, раскрытие преступления представляет собой сложную, комплексную задачу, которая является единой для оперативно-розыскных и следственных аппаратов. В законодательстве это положение закреплено ст. 3 УПК РСФСР.
Другое по теме:
Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.
Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий ...
Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не ...
Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методу
В дошкольном отделении РРЦ по слуху и речи г. Нерюнгри ведётся как индивидуальная, так и фронтальная работа. Причём дети всё время занимаются на полу вместе с сурдопедагогом, поэтому педагог всегда в брюках. Это естественно для ребёнка. Они много и свободно двигаются. Одна и та же тема отрабатывается и на фронтальных занятиях по развитию речи, и на индивидуальных занятиях, и на фонетической ритм ...