Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыскаСтраница 4
Третий тип охватывает задачи по оценке полученной информации, т. е. по оценке доказательств. При разрешении этих задач следователю приходится производить анализ собственной психической деятельности.
Четвертый тип, по мнению автора, характеризуется выбором методов и средств получения информации27.
При изучении задач, решаемых работником уголовного розыска, предпринималась попытка условной их классификации по этапам раскрытия преступлений.
Характеризуя деятельность по раскрытию преступлений, И.Ф. Герасимов первым этапом раскрытия считает обнаружение и выявление преступления и его признаков. Этот этап характеризуется получением исходной информации во время проведения первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.
Вторым этапом (также по любому делу) является собирание сведений о лице, совершившем преступление. Решение задач второго этапа во многом будет зависеть от того, к какой категории— очевидных или неочевидных — относится это преступление.
Третий этап раскрытия преступления - установление всех обстоятельств преступного события и лица, совершившего это деяние.
Для первого и второго этапов характерны все виды деятельности, направленной или способствующей раскрытию преступлений (следственные и розыскные действия, оперативно-розыскные и некоторые другие меры). Третий этап отличается от первых двух тем, что основной формой деятельности здесь всегда являются следственные процессуальные действия. Заканчивается он вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого28
Распределение задач, решаемых работником уголовного розыска на различных этапах раскрытия преступлений, позволяет нам перейти к их классификации в зависимости от особенностей получения информации о событии преступления и личности преступника.
Первая группа задач включает в себя раскрытие очевидных преступлений. В этом случае информация в предметной или идеальной формах поступает либо от виновного (явка с повинной), либо от очевидцев преступного события.
Вторая группа состоит из задач по раскрытию неочевидных преступлений. Необходимую информацию здесь получить сложнее в связи с тем, что потерпевшие и очевидцы зачастую по разным причинам не сообщают своевременно о совершенном преступлении. При освещении преступного события очевидцы и потерпевшие могут дать достаточно полные сведения только о факте преступления или описать похищенные предметы. Что касается сведений о личности преступника, то очевидцы, как право, запоминают лишь броские приметы. В большинстве случаев свидетели в своих показаниях дают лишь общее описание отдельных признаков разыскиваемого.
Третья группа — задачи по раскрытию преступлений, инсценированных преступником под несчастный случай, самоубийство, пожар и т. п. В этих случаях сложность заключается в том, что следы совершенного преступления либо видоизменяются преступником, либо полностью уничтожаются.
Раскрытие этих преступлений становится возможным при определении истинной сущности происшедшего события, выявлении инсценировки и установлении истинного виновника.
Четвертая группа задач — латентные (скрытые от органов внутренних дел) преступления.
Информация о латентных преступлениях может быть получена как оперативным, так и следственным путем. Для этого в первую очередь необходимо проверять подозреваемых, проходящих по возбужденным уголовным делам, на причастность к совершению иных преступлений, а также постоянно ориентировать оперативный аппарат уголовного розыска на раскрытие совершенных преступлений.
Решение перечисленных задач регламентируется различными приказами, директивами, инструкциями. Однако эти задачи не могут быть решены только с помощью заложенных в подобных документах аналогии и алгоритмов. Их решение предполагает наличие эвристических, интуитивных способов, которые характеризуются своеобразием познавательной, творческой, мыслительной деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска.
Другое по теме:
Экспериментальная часть. Описание методик
Для решения экспериментальных задач мной был использован методический инструментарий:
ü Методика Томаса «Стили конфликтного поведения»
ü Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Методика Томаса позволяет выявить в какой степени супругу присущи 5 стилей конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Американск ...
Биологические подходы к старению
Рассмотрим некоторые направления и подходы в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих процессы старения, вырабатываемые в разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов».
Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения ...
Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку ...