Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод
родителейСтраница 1
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа состоит из девяти занятий. Первые два занятия – ознакомительные, а начиная со второго в каждом занятии – сказка. Занятия проводятся в виде тренинга.
Цель каждого занятия – коррекция эмоциональных нарушений (негативных проявлений психики): страх, гнев.
Программа:
В основу разработки сказкотерапевтических
занятий, легли работы Л. Коротковой и Д.Бретт .
Занятие 1. Знакомство.
Методологическая основа: Л. Короткова
Знакомство
Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу ведущего – называют имя того, кому бросают мячик.
«Имя превратилось»
Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло превратиться их собственное имя.
«Ласковое имя»
Ведущий рассказывает о том, что на занятиях психологией дети будут стараться называть друг друга ласково. Предлагает придумать ласковые имена каждому участнику.
«Рисунки имени»
Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем. (Если дети не умеют писать свое имя, им помогает ведущий).
Домашнее задание
Ведущий просит детей дома нарисовать человечка и принести рисунок на следующее занятие.
Занятие 2. Радость. Как ее доставить другому человеку.
Методологическая основа: Л. Короткова
Ведущий сообщает, что далее все занятия будут начинаться с психологической «зарядки».
- «Закончи предложение».
Дети вспоминают самое счастливое чувство – сть. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость – это», «Для взрослого радость – это…», «Для мамы радость – это…», «Для воспитателя (учителя) радость – это…».
- Кричалка «Я очень хороший».
Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко.
Беседа
Ведущий проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку (рассмешить, погладить, сказать добрые слова).
«Собираем добрые слова»
Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.
«Скажи мишке добрые слова».
Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его.
Домашнее задание
Ведущий просит детей дома нарисовать свою семью и принести рисунок на следующее занятие.
Занятие 3. Страх. Его относительность.
Методологическая основа: Л. Короткова
Разминка
- «Неопределенные фигуры»
. Ведущий рисует на доске неопределенные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
- «Конкурс боюсек».
Дети быстро по кругу передают мячик. Получивший его, должен назвать тот или иной страх человека. (Повторяться нельзя). Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяются 1-2 победителя.
- «Чужие рисунки».
Ведущий показывает детские рисунки на тему «Страх». Детям необходимо угадать, какому страху посвящен рисунок.
«Закончи предложение»
Дети заканчивают предложения: «Дети обычно боятся…», «Взрослые обычно боятся…», «Мамы обычно боятся…», «Воспитатели (учителя) обычно боятся…»
При обсуждении ведущий вместе с детьми делает вывод о том, что все люди боятся иногда, и страх – это совсем не стыдное чувство.
«Мы просто очень боимся за вас»
В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша – в детский садик. Они были близнецами, поэтому они ходили в одну группу и всегда вместе играли. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты, боялись оставаться одни дома.
Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.
Другое по теме:
Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не ...
Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой
игры на мотивацию дошкольников. Цели,
задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению
мотивации старших дошкольнико
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и ...
Внушение
В повседневной практике внушение может состоять в том, что воспитатель так воздействует на военнослужащего, что сначала вызывает у него сильное возбуждение в ограниченной области коры головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем целенаправленно вводит в состояние психологической разрядки. При этом воспитатель сначала активизирует у военнослужащего стремление к опред ...