Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека
Страница 2

Психология » Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления » Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека

Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями – с одной стороны, и психологическим содержанием работы – с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях. Особое внимание изучению мотивационной сферы личности придается в процедурах выявления и оценки пригодности молодежи по своим индивидуально-психологическим характеристикам к определенным профессиям, т. е. при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора. Из всей совокупности профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной профессии и последующей трудовой деятельности, одно из основных значений придается системе ценностных ориентиров конкретного человека, направленности и интенсивности побудительных сил, устремленных на достижение ближайших и отдаленных целей в развитии и реализации субъекта деятельности. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Пользуясь понятием внутренней позицией личности, введенной Л.И. Божович, можно утверждать, что развитие внутренней позиции взрослого человека в значительной степени определяется развитием личности как профессионала. [12] Внутренняя позиция взрослого человека находит свое объективное отражение в профессиональном становлении личности. Понятие внутренней позиции подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компонентов. Введенное Л.И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция личности – не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами. Данное новообразование относится к личности в целом, в процессе онтогенеза оно претерпевает ряд качественных изменений. Профессиональное самоопределение – процесс развития внутренней позиции профессионала, т. е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения, который обычно приходится на ранний юношеский возраст, можно выделить несколько стадий формирования внутренней позиции профессионала. Первая стадия характеризуется общим положительным эмоциональным отношением к будущей профессиональной деятельности. Обращаясь к предложенной С.Л. Рубинштейном идее о соотношении понятий «хочу» - «могу» - «надо», можно сказать, что на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, т. е. желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля. Что касается третьего компонента, то можно предположить, что в последнее время молодежь при выборе не в последнюю очередь принимает в расчет общественную потребность в той или иной профессии и ее престижность, а иногда руководствуется исключительно ею (к примеру, при выборе популярных профессий – банкир, фотомодель и др.). Следующая стадия развития внутренней позиции характеризуется там, что появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности. И только на третьей стадии возникает адекватное представление о профессиональной деятельности о своих способностях. Правомерно предположить, что выделенные стадии соответствуют типам внутренней позиции профессионала. Своеобразие внутренней позиции личности в юношеском возрасте заключается в том, что юноши полностью обращены в будущее, настоящее существует для них преимущественно как возможность реализовать свое будущее. Под влиянием изменений, происходящих в структуре внутренней позиции, преобразуется и мотивационная сфера.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Предмет психологии
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом завис ...

Характер как система устойчивых черт личности. Типология характера
Характер — индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии: к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. ...

Игрушка в психосексуальном развитии ребенка (Развитие функций игрушки)
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут нечто ...