Введение
Страница 1

Проблема психолого-педагогических условий успешного развития личности ребенка и ее успеваемости во все времена была одной из центральных в психологии и педагогической науке. Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и это относится к разным уровням обучения – к средним классам, но особенно к начальному звену обучения детей.

Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность учебной деятельности в целом.

Вопросы активизации внимания дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания детей. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития внимания у детей 5 – 6 лет и особенно детей имеющих нарушение речи является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей в системе образования и нивелированию данного нарушения.

Актуальность обусловила выбор темы исследования «Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи».

Разработанность проблемы:

на данный момент проблема внимания, а тем более психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в отечественной науке изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично.

Наибольший вклад внесли работы таких исследователей по изучению внимания, как В.А. Артемова, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Гиппенрейтер, З.М. Истомина, Л.И. Тикунова, К.Д. Ушинского и др.

Психолого-педагогические особенностей внимания были рассмотрены в работах таких исследователей, как Б.М. Теплова, Р.С. Немова, Л.С. Выготского и др.

Большую ценность для нашего исследования представляют различные изыскания касающие формированию личности в детском возрасте, здесь стоит отметить таких ученых, как Л.И. Божович, А.Л. Венгера, В.В. Зеньковского, М.И. Лисина, И.Г. Малкин-Пых, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Б.Д. Эльконина и др.

Однако, несмотря на большое количество научных исследований по данной проблеме, наше исследование внесет в освещение изучаемой проблемы определенный материал, имеющий познавательную ценность. Мы вносим в этот аспект, что-то новое, свое.

Цель исследования:

выявить оптимальные условия развития внимания детей старшего школьного возраста с нарушением речи.

Объект исследования:

внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

Предмет исследования:

развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Гипотеза исследования

является предположение о том, что уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи повыситься при оптимизации условий психолого-педагогического процесса.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Провоцирование ситуативного поведения
Эффект соотнесения с контекстом. «…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24). Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то скорее его можно заставить сделать желаемое действие, показав ему, что он потеряет, поступив по-другому, вместо того, чтобы описывать возможные выгоды. Этот пр ...

Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы). Рассмотрим те побудительные ...

Психологическая характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения
Теории агрессивного поведения выделились в психологии в отдельную нишу исследования. В научных работах, представленных как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами рассматривают сущность агрессивного поведения через призму 4 подходов: а) этологический; б) психоаналитический; в) бихевиористский; г) фрустрационный. Естественно, что подобное деление весьма условно. Рассматри ...