Наркотики и медитация
К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите. Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, полагает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению людей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой — как способ избавиться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психосоматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормализовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движение к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам. «Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,— говорит Махариши,— настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бога и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу. Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество погрязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Люди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управлять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, воцарятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит необходимые навыки, все изменится коренным образом. Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, позволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую тысячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет методикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается создать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной тысяче инструкторов. Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.
Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по всемирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, посторонних на «свободные полеты» не допускают. О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты — глобус и телефон». О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отправить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разговоре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением замка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о немедленном разрешении всех проблем своего бытия.
Другое по теме:
Проблема неполной семьи в современной психологии. Определение понятия “неполная
семья”
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспит ...
Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими
заболеваниями
В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества.
Современные условия жизни населения промышленных городов и мегаполисов характеризуется большим многообр ...
Результаты и их обсуждение
Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается ...