Специфика агрессивных проявлений
старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)Страница 1
Изучение особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников проводилось в трех старших группах детского сада №1411 г. Москвы.
В эксперименте участвовали 56 детей.
Обследованные нами старшие группы детских садов были не совсем “чистыми” по своему возрастному составу, поскольку в последнее время родители стали отдавать детей в школу как в б, так и в 7 лет, поэтому возрастной диапазон наших испытуемых составлял 2 года (от 5 до 7 лет). Общее количество испытуемых 56 человек. Из них: от 5-ти до 6-ти лет 36 ребенка, остальные 20 дети. 32 в возрасте от 6-ти до 7 лет. Из общего числа детей мальчиков было 24, а девочек 25. Общая численность детей экспериментальных групп №1 и №2 почти одинакова (20 и 21 ребенок). Но во всех этих группах девочек несколько больше, чем мальчиков (соответственно 13 и 12, а мальчиков 7 и 9. Исключение составляет экспериментальная группа №3, где общее количество детей 15, мальчиков - 8, а девочек - 7.
Для решения поставленных задач в констатирующей части исследования, важно было изучить социальную ситуацию развития испытуемых детей, то есть, изучить особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.
Общая характеристика семей испытуемых
Знакомство с детьми было начато с изучения условий воспитания их в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.
В экспериментальных группах в среднем было 81% семей двухпоколенных (в первой 73%, во второй 90%, и третьей 95%) и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Причем в первой и во второй группе большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных. В группе №3 трехдетных семей нет совсем.
Таблица №2.
Данные об образовании родителей
Группы Образование родителей |
1 |
2 |
3 |
В среднем |
Высшее у обоих |
29% |
13% |
72% |
38% |
Высшее у одного из родителей |
41% |
26% |
24% |
30,3% |
Среднее и средне-специальное |
30% |
60% |
2% |
30,6% |
Как видно из таблицы наибольшее число родителей, имеющих высшее образование в группе № 3, а наименьшее в группе № 2.
Материальные и бытовые условия в семьях воспитанников групп № 1 и № 2 средние, в отдельных семьях ниже среднего, т.к. сад ранее принадлежал заводу ЗИЛ, и, находится в рабочем районе г. Москвы. Также следует сказать, что 5% воспитанников групп № 1 и № 2 составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых излишне обсуждать.
Что, касается экспериментальной группы № 3, то там наблюдаются материальные условия высокие. Дети, посещающие эту группу получают платные услуги, специалистов по английскому языку, обучению чтению и письму, математике, ритмической гимнастике, консультации психолога. Материальные условия в половине (52%) семей средние, остальные 48% высокие.
Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: во всех экспериментальных группах родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе № 1 - 30%, в группе № 2 - 35% и 20% в группе № 3. Таким образом из трехз экспериментальных групп больше всего физическим наказаниям подвергаются дети второй группы, где низкий уровень материальных условий, а также образование родителей.
Менее всего физических наказаний в семьях группы № 3. Необходимо также отметить что по признанию самих детей, физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители. Также могу добавить со своих собственных наблюдений что физическим наказаниям (таким как шлепки, подзатыльники, дергание за руку, за ухо и т.д.) подвергаются все воспитанники и со стороны воспитателей, в силу того, что воспитатели в группе № 1 и № 2 меняются довольно часто (играет роль материальный аспект) и не обладают достаточным профессионализмом. Исключение составляет экспериментальная группа № 3, которая из-за своего элитного положения в детском саду не испытывает проблему с кадрами.
Другое по теме:
Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию
Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.
Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.
Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...
Тест Холланда «Мечты о профессиях»
Каждый год миллионы людей приходят к пониманию важности точного определения круга своих профессиональных интересов. Уже более 10 млн. человек воспользовались данной методикой для изучения данных о себе. Она была изучена исследователями во многих странах и показала прекрасные результаты. Она дает не только скрупулезное описание типов индивидуумов и профессий, но и дает возможность определить соот ...
Ступени психотерапии
1. Создание устойчивых доброжелательных отношений и установление конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом как прочный фундамент всего процесса психотерапии.
2. Изложение проблемы пациентом, включая его "субъективную теорию болезни".
3. Анализ проблемы с учетом существующих в настоящее время условий, истории жизни пациента и функционального значения проблемы. ...