Специфика агрессивных проявлений
старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)Страница 5
Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, я смогла выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.
В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.
Также выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики, практически, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).
Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (табл. 4). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, “состроить рожу”, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. В таблице № 5 они идут под теми же номерами.
Таблица № 4.
Классификация использованных детьми средств агрессии
Физические |
Вербальные |
Мимические и пантомимическ. |
Деструктивные действия |
1 .Ударить руками 2. Ударить ногами 3. Толкнуть 4. Укусить 5 Поцарапать б. Дернуть за волосы 7 .Ударить предметом 8. Измазать лицо, одежду 9. Плюнуть |
1 .Обозвать 2 .Нагрубить 3.Погрозить физ. расправой 4.Натравить на обидчика другого 5.Организовать “заговор” против сверстника |
1 .Показать язык 2.Фигу 3. “Состроить рожу” 4. Погрозить кулаком |
1 .Сломать, бросить игрушку 2.Порвать книгу, рисунок 3 .Испортить вещь, принадлежащую другому |
Таблица № 5.
Приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей.
И.Ф. |
физические |
вербальные |
мимические пантомимич. |
дестр. дейст- | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
вия | |
1.Кристина Н. |
22 |
1 |
16 |
3 |
4 |
8 |
5 |
1 |
- |
12 |
5 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
21 |
2. Вероника Н. |
4 |
- |
13 |
- |
3 |
- |
1 |
- |
4 |
10 |
- |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3.Саша П. |
17 |
4 |
11 |
- |
- |
3 |
5 |
2 |
6 |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
- |
7 |
2 |
4.Вадим К. |
8 |
- |
12 |
- |
- |
- |
4 |
3 |
8 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
12 |
5.Максим С. |
9 |
- |
14 |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6.Саша М. |
12 |
- |
6 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
7.Ваня И. |
7 |
- |
8 |
- |
- |
- |
4 |
1 |
1 |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
8.Андрей К. |
6 |
- |
8 |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
9.Алеша Д. |
9 |
- |
5 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Другое по теме:
Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях
межличностного конфликта. Методика и ход исследования
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26]
Выбор такого метод ...
Методики исследования
В процессе нашего исследования мы использовали ряд диагностических методик, направленных на выявление гиперактивности и на готовность к школьному обучению.
1. Методика «Определение эмоционально-личностных проблем детей»
Для определения гиперактивности разработана методика Петра Успенского «Определение эмоционально-личностных проблем детей», которая, включает в себя 5 критериев: Инфантильная аг ...
Дифференцированный подход при работе с личным составом. Работа с офицерским
составом
Профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетах военного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующее совершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитател ...