Специфика агрессивных проявлений
старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)Страница 3
Экспериментальным материалам служили красочные художественные открытки. После того. как первый ребенок раскладывал подарки по шкафчикам, его просили обосновать свой выбор. Методика, учитывая психологические особенности испытуемых, включала: а) игровые моменты, чтобы вызвать у детей больший интерес к деятельности (вносился элемент таинственности: сделать подарки так, “чтобы никто не видел”); б) в ней облегчалось принятие экспериментальной задачи, которая сама по себе для маленького ребенка имеет чисто конфликтный характер - подарить другому то, что нравится самому (экспериментатор заверял, что не только он сам будет делать подарки своим сверстникам, но и другие дети что-то подарят ему); в) предупреждалась возможность сговора (дети прошедшие эксперимент, сразу изолировались от остальных, поскольку дошкольникам хранить свои секреты очень трудно); г) устранялся возможный отрицательный воспитательный эффект эксперимента (детям, не получившим выборов, экспериментатор сам подкладывал подарки в шкафчики).
Кроме того, вводилась “разминка” перед началом эксперимента для установления контакта с испытуемым.
Перед экспериментом ребенку говорили: “Сейчас мы будем играть в интересную игру. Она называется “Секрет”. Все дети вашей группы по очереди, по секрету будут делать друг другу подарки. Делать это надо так, чтобы никто не видел. Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если хочешь, можешь положить в шкафчики и тем детям, которые болеют”. (Последнее говорилось как бы между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное). Ребенку давали три картинки, и экспериментатор спрашивал, какая из трех ему больше нравится, затем - из оставшихся двух. После того, как испытуемый раскладывал все подарки соответственно своим намерениям, взрослый просил: “Скажи пожалуйста, а почему ты самую красивую, хорошую картинку подарил .? (Называлось имя ребенка, которому испытуемый отдал первый выбор).
Эксперимент применялся в двух вариантах: с положительным критерием и отрицательным. В деликатной форме ребенку предлагали сделать три отрицательных выбора. (После того, как ребенок отдал свои положительный выборы, ему говорили: “А если бы я тебе дала много картинок, хватило бы почти всем детям группы, только трем не хватило. Кому бы ты тогда не дал картинки?”).
В протоколе фиксировали следующее: 1) Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим; 2) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий положительные выборы; 3) Обоснование первого выбора; 4) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий отрицательные выбора; 5) Обоснование их.
В моем исследовании при обработке экспериментального материала, я применяла “баллирование”: оценивала первый выбор /А/ в 5 баллов, второй /Б/- в 4 балла и третий /В/ - в 3 балла. К роме того, для меня важно было, чтобы при баллировании нашла отражение взаимность выбора. Как совершенно справедливо указывают многие авторы (Я.Л.Коломинский, 1963;И.П.Волков, 1968; Т.А.Репина, 1988), взаимность симпатии - фактор, чрезвычайно существенный для эмоционального благополучия ребенка, и иногда один взаимный выбор для него значит больше, чем несколько невзаимных. Учитывая это, я удвоила цену взаимного выбора и за взаимный выбор 1-ой степени привлекательности начисляли 10 баллов, 2-ой степени -8 баллов и 3-ей степени - 6 баллов. Далее при начислении баллов я обязательно учитывала отсутствующих в день проведения эксперимента членов группы. Памятуя о том, что дети часто забывают об отсутствующих сверстниках, там более если последние уже долго не посещали детский сад, я удваивала цену выбора, если отсутствующему ребенку сверстники делали подарок.
Таким образом, в игре “Секрет” использовался обобщенный критерий в его положительном и отрицательным вариантах. В положительном варианте дети отдавали свой выбор наиболее привлекательным для них детям: которые им нравятся, с которыми они играют и хотели бы играть. В отрицательном - тем детям, с которыми наиболее часто конфликтуют. В результате социометрического эксперимента, были выявлены следующие дети, получившие больше всего отрицательных выборов со стороны сверстников: главным образом за их агрессивность Саша М. (гр. № 1) - 10, Кристина Н. (гр. № 2) - 7, Максим С. (гр. № 1) - 12, Ваня И., Саша П., Андрей К. (гр. № 2) по 7, 6, 8 отрицательных выборов. Вероника Н., Алеша Я., Вадим К. (гр. № 3) по 5, 4, 6.
Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: “он всех бьет”, “он всегда обижает меня”, “она дразниться и плюется”, “она кусается”, “он обижает всех, все отбирает и мешает играть”, “он говорит нехорошие слова” и т.д. Вместе с тем не получили ни одного выбора в положительном варианте эксперимента: Саша М. (гр. № 1), Саша П. (гр. № 2). По одному выбору от своих друзей получили: Максим С. (гр. № 1), Ваня И., Кристина Н., Андрей К. (гр. № 2), Вероника Н., Алина Я, Вадим К. (гр. № 3). Таким образом изолированными детьми явились: Саша П, Саша М. - их балл равен “0”.
Другое по теме:
Определение агрессии, классификация
видов агрессивного поведения
В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.
Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наи ...
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соот ...
Роль и типы
подростковых групп
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лид ...