Необходимые условия для развития личности ребенкаСтраница 3
2. Первые три дня жизни. Первые три дня жизни после рождения мимика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица.
Если роды были легкими, то такое напряженное обдумывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования.
3. Третий – двадцатый день. На 5-7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывание. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки. В моменты пробуждений его интересует только мама.
4. Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2-3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем.
Ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках "столбиком" для обзора, и изучает место, где он находится.
Ребенок, воспитанный так, спокоен и счастлив. Ж. Ледлофф пишет: «Однажды я увидела в племени екуана ребенка, что сосал палец, напрягался всем телом и истошно кричал, ну совсем как его цивилизованный сверстник. Но выяснилось, что вскоре после рождения миссионер возил его в больницу в Каракос, где ребенок пробыл 8 месяцев до тех пор, пока его не вылечили и не возвратили семье».(Л.,стр.29) Ребенок, проведший первые месяцы жизни, лежа в одиночестве в больничной кроватке, не может развиваться нормально.
Через что проходит ребенок цивилизованного общества? Западный малыш ничем не отличается от своего дикого собрата. Несколько тысяч лет, приведшие к возникновению цивилизации очень коротки по сравнению с миллионами лет эволюции. За это время природа человека не могла сколько-нибудь значимо измениться. Поэтому человеческие ожидания одинаковы как для ребенка, рождающегося естественным путем, так и для детей, чье рождение медикаментозным путем преждевременно вызвал акушер, спешащий на встречу с друзьями.(Л.,стр.71)
В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут, или даже часов.
Новорожденного ребенка заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, в слезах и рыданиях в совершенно неподвижном заточении.
Пребывание во чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком. (Л.,стр.77)
Младенец не ощущает течения времени. Когда он находится в матке, а после рождения – на руках у матери, отсутствие времени его совсем не волнует, он чувствует, что все в порядке. Если же ребенок не на руках у матери, - он страдает, и не может облегчить свое страдание надеждой, ведь чувство надежды зависит от ощущения времени. Поэтому вначале, хотя малыш и подает плачем сигнал о помощи, он не вкладывает в этот плач никакой надежды. Через недели и месяцы у ребенка возникнет смутное чувство надежды. Но едва ли зарождающееся чувство времени облегчит ребенку многочасовые ожидания. Для ребенка существует только «сейчас». Если его держат на руках – он бесконечно счастлив, если нет – переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния. (Л.,стр.43)
Другое по теме:
Программы построения психологии как самостоятельной
науки
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других.
Когда время приспело, говорил Гёте, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и ...
Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза
Личность – относительно устойчивая система соц. Значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Л. Представляет собой одно из наиболее сложных психол. образований с точки зрения структуры, генеза и функционирования. А.Н. Леонтьев характеризовал Л. Как системное и сверхчувственное качество, носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с п ...
Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку ...