Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессоСтраница 1
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени.
Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все три изображения, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек, либо 2-3 изображений за время от 45 до 55 сек. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 2-3 изображений за время от 55 до 65 сек. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 65 до 75 сек, либо не узнал на картинке ни одною изображения в течение 90 сек и более.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)
|
Уровень |
Процентное соотношение детей |
|
Высокий |
10,0 |
|
Средний |
70,0 |
|
Низкий |
20,0 |
Анализ полученных данных показал, что 20,0% детей с нарушением зрения пассивны, безразличны к работе. Один раз осмотрев картинки, считают, что все запомнили, т. к. геометрические фигуры являются знакомыми им по содержанию. Дети воспроизводят то, что запомнили без попыток припомнить: сразу быстро называют все, что вспоминается, и отказываются продолжать.
70,0% детей с косоглазием и амблиопией показали средний уровень продуктивности мнемического процесса запоминания. Дети применяют механические приемы запоминания, повторяют названия геометрических фигур, пересчитывают их пальцем, меняют порядок повторения по рядам: в прямом и в обратном направлении и т.д. Вспоминают механически или в порядке заучивания, пытаясь вспомнить, чего еще не хватает, какую фигуру еще не назвали. При повторном предъявлении активны, радуются, узнавая пропущенные ими картинки.
Высокий уровень продуктивности запоминания показали лишь 10,0% детей. Эти дети активны, внимательны, их деятельность целенаправленна. Дети владеют умениями принимать задачу и на протяжении выполнения всего задания действовать в соответствии с необходимостью запомнить информацию. Они применяют различные принципы группировки фигур: от формальных (по форме), до смысловых. Воспроизводят информацию в том же порядке, что и заучивали (логическое припоминание). Припоминание носит развернутый во внешней речи характер, а иногда обнаруживается свернутый процесс припоминания (в плане внутренней речи). Наблюдается критическое отношение к своим возможностям, что свидетельствует о росте самосознания.
Во втором задании ребенку предлагалось запомнить, а затем воспроизвести по памяти из палочек разной длины девять фигур, предъявляемых по очереди в виде образцов. Первые три фигуры ребенок воспроизводит, глядя на образец, а остальные – по памяти после кратковременного показа в течение 3-5 секунд. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:
– к первому (высокому) уровню отнесено безошибочно выполненное задание, либо незначительные искажения размеров фигур № 7,8,9;
– ко второму (среднему) уровню отнесены работы с небольшими нарушениями симметрии, негрубое искажение формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;
– к третьему (низкому) уровню отнесены результаты примитивного изображения, нечеткость линий, искажение формы фигур, инверсия фигур (поворотов фигуры).
Другое по теме:
Познавательные процессы
Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекунд ...
Методика 3. Изучение объема внимания
Цель:
изучение объема внимания
Материалы:
специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3).
Описание методики и порядок работы:
испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показы ...
Выводы и рекомендации
Проведённое нами исследование готовности к школьному обучению гиперактивных детей, позволило сформировать следующие выводы:
1. Гипотеза нашего исследования о более низком уровне готовности к школе гиперактивных детей не подтвердилась. Гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на форм ...


