Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития
памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные
особенности развития памяти и протекания мнемических процессоСтраница 1
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени.
Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все три изображения, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек, либо 2-3 изображений за время от 45 до 55 сек. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 2-3 изображений за время от 55 до 65 сек. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 65 до 75 сек, либо не узнал на картинке ни одною изображения в течение 90 сек и более.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)
Уровень |
Процентное соотношение детей |
Высокий |
10,0 |
Средний |
70,0 |
Низкий |
20,0 |
Анализ полученных данных показал, что 20,0% детей с нарушением зрения пассивны, безразличны к работе. Один раз осмотрев картинки, считают, что все запомнили, т. к. геометрические фигуры являются знакомыми им по содержанию. Дети воспроизводят то, что запомнили без попыток припомнить: сразу быстро называют все, что вспоминается, и отказываются продолжать.
70,0% детей с косоглазием и амблиопией показали средний уровень продуктивности мнемического процесса запоминания. Дети применяют механические приемы запоминания, повторяют названия геометрических фигур, пересчитывают их пальцем, меняют порядок повторения по рядам: в прямом и в обратном направлении и т.д. Вспоминают механически или в порядке заучивания, пытаясь вспомнить, чего еще не хватает, какую фигуру еще не назвали. При повторном предъявлении активны, радуются, узнавая пропущенные ими картинки.
Высокий уровень продуктивности запоминания показали лишь 10,0% детей. Эти дети активны, внимательны, их деятельность целенаправленна. Дети владеют умениями принимать задачу и на протяжении выполнения всего задания действовать в соответствии с необходимостью запомнить информацию. Они применяют различные принципы группировки фигур: от формальных (по форме), до смысловых. Воспроизводят информацию в том же порядке, что и заучивали (логическое припоминание). Припоминание носит развернутый во внешней речи характер, а иногда обнаруживается свернутый процесс припоминания (в плане внутренней речи). Наблюдается критическое отношение к своим возможностям, что свидетельствует о росте самосознания.
Во втором задании ребенку предлагалось запомнить, а затем воспроизвести по памяти из палочек разной длины девять фигур, предъявляемых по очереди в виде образцов. Первые три фигуры ребенок воспроизводит, глядя на образец, а остальные – по памяти после кратковременного показа в течение 3-5 секунд. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней:
– к первому (высокому) уровню отнесено безошибочно выполненное задание, либо незначительные искажения размеров фигур № 7,8,9;
– ко второму (среднему) уровню отнесены работы с небольшими нарушениями симметрии, негрубое искажение формы фигуры, а также обращение за помощью к экспериментатору;
– к третьему (низкому) уровню отнесены результаты примитивного изображения, нечеткость линий, искажение формы фигур, инверсия фигур (поворотов фигуры).
Другое по теме:
Проблемы детской агрессии
В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т.д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей.
Педагогика нена ...
Семья как система. Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических, иногда полидиадических [4].
Семья – это также важнейшая форма организации личного быта, ...
Теории и традиции социальной геронтологии. Общая
характеристика позднего периода жизни
Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитыв ...