Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Страница 2

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Успешность запоминания зрительных образов (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

30,0

Средний

50,0

Низкий

20,0

Как мы видим, большинству детей соответствует средний уровень выполнения задания. Дети затруднялись в формировании правильной траектории при выполнении графического элемента. Это обусловлено тем, что дети с нарушением зрения стремятся, прежде всего, выполнить задание (указание педагога), т. е. выложить фигуры, но не владеют способом четкого выполнения задания («как делать»). Вследствие этого у некоторых детей наблюдались небольшие нарушения симметрии, негрубое искажение формы фигуры.

Часть детей (20,0%) допускали ошибки даже при копировании образца, что связано с недостаточным анализом последнего, стремление выполнить задание быстрее, чем другие дети. При воспроизведении по памяти наблюдались следующие типичные ошибки:

– искажение предметного изображения, т. е. изображения не соответствующего реальному предмету. Например, вместо ромба дети выкладывали треугольник;

– неправильное соотнесение образа-представления с графически изображенным объектом даже при назывании основных деталей предмета (после того, как ребенок не мог опознать изображение, ему давалось его название с просьбой выложить образец буквы Н, стрелы и т. д.);

– инверсия в изображении фигур.

При выполнении задания было отмечено, что для большинства детей с косоглазием и амблиопией одного прочтения инструкции оказалось недостаточно. По ходу выполнения задания детям приходилось объяснять, что фигуры должны быть одинаковыми с образцом, им требовалась организующая их действия помощь.

Снижение уровня организации действий было вызвано также состоянием тревоги, причем при копировании образца дети допускали больше ошибок, чем при его воспроизведении по памяти. Это можно объяснить тем, что при наличии установки на запоминание у детей с косоглазием и амблиопией усиливается сосредоточенность на деталях фигуры, вызванная опасением пропустить какую-либо из них.

Вторая серия была направлена на изучение особенностей протекания мнемического процесса узнавания. В задании детям предъявлялась таблица с изображением фигур, которые было необходимо запомнить. Сразу после показа предъявлялась другая таблица, где фигуры-эталоны располагались в случайном порядке среди других фигур. Ребенку было необходимо опознать среди них те, которые он запоминал.

Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке все девять изображений, либо 7-8 изображений, показанных ему. Второй (средний) уровень – ребенок узнал 6 фигур. Третий (низкий) уровень – ребенок узнал меньше 6 фигур.

Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Успешность узнавания зрительных образов (количество в %)

Уровень

Процентное соотношение детей

Высокий

Средний

70,0

Низкий

30,0

Анализ полученных данных показал, что 30,0% детей с косоглазием и амблиопией пассивны, безразличны к работе. Они не могут внимательно рассмотреть картинки, бросают беглый взгляд и тут же просят показать другие, постоянно отвлекаются на побочные ассоциации и комментарии. Нуждаются в напоминании о цели задания. Дети сразу воспроизводят то, что запомнили, используя механические приемы воспоминания. На просьбу подумать еще, припомнить, никак не откликаются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния. Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не ...

Методика 3. Изучение объема внимания
Цель: изучение объема внимания Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3). Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показы ...

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...