Описание полученных результатовСтраница 6
Мы предложили матерям детей раннего возраста с различным типом адаптации к дошкольному учреждению заполнить анкету, разработанную Е.О. Смирновой и М.В. Быковой (Приложение 2) [33, c.65].
Анкета содержит 22 вопроса открытого типа, направленных на выяснение степени выраженности предметного и личностного начал родительского отношения. Предполагалось, что личностное отношение будет выявляться в ответах, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родительского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ребенка в конкретной ситуации), в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт. Поскольку личностное отношение предполагает отсутствие жесткой стратегии воспитания, мы полагали, что оно может также проявляться в неопределенных ответах, типа "затрудняюсь ответить", "не знаю" и пр. Предметное отношение, предположительно, должно было выразиться в конкретных ценностных ориентациях родителей по таким параметрам как: 1) ценность общения и морального развития, 2) ценность интеллекта и умственного развития ребенка, 3) развитие воли и произвольности, 4) самостоятельности.
Например, на вопрос "Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего", родители давали ответы такие как:
а) добрым и отзывчивым (1ответ)
б) целеустремленным, настойчивым (2 ответа)
в) веселым и счастливым (12 ответов)
г) таким, какой он есть (1 ответ)
д) умным и сообразительным (3 ответа)
е) приспособленным к самостоятельной жизни (1 ответ).
Ответы в) и г) рассматривались как свидетельство личностного отношения к ребенку; ответы а), б), д), е) — предметного.
Таким образом, личностное отношение к ребенку отмечено в 13 семьях (65%). В остальных 7 семьях – предметное отношение к ребенку. Семь этих семей относятся к основной группе исследования.
Подобным образом были проанализированы остальные вопросы, вычислен усредненный процент, который представлен в таблице 7.
Ответы на некоторые вопросы, данные в анкете, существенно различались по содержанию. Например, на вопрос "Как Вы поступите, если ребенок испортил ценную вещь?" ответы мам были очень разнообразными:
− никак, это целиком вина родителей;
− скажу, чтобы больше так не делал и объясняю почему; - пытаюсь найти причину;
− объясню, что вещь стоит дорого;
− злюсь на себя, что оставила на видном месте
− постараюсь вместе с ребенком, поправить испорченное;
− ругаю;
− если нарочно - нашлёпаю, если случайно - постараюсь утешить ребенка, объяснить, что это не его вина.
На вопрос "Что Вы цените в Вашем ребенке больше всего?" давались, например, такие ответы:
− его самого;
− упорство и любознательность;
− чувство юмора;
− всё;
− доброту, щедрость, талант;
− самостоятельность;
− его выбор;
− ласку, доброту, ум;
− затрудняюсь ответить: все - и хорошее и плохое;
− жизнерадостность;
Судя по ответам, в ситуации когда ребенок не хочет ложиться спать каждая мама поступает по-своему:
− попрошу просто полежать, чтоб отдохнули ручки, ножки, глазки.
− даю бодрствовать, пока не свалится;
− захочет уснет;
− читаю книжки, рассказываю сказки;
− все равно укладываю;
− укачиваю;
− ложусь рядом;
− выключаю свет и закрываю дверь;
− выясню причину;
− предложу полежать, послушать музыку, сама сажусь рядом.
Таблица 7 Данные ответов матерей на вопросы анкеты
Категория |
Усредненный процент предметно-ориентированных ответов |
Усредненный процент личностно-ориентированных ответов |
Мамы детей с легкой адаптацией к ДОУ |
35 % |
65 % |
Мамы детей со средней адаптацией к ДОУ |
48% |
52% |
Мамы детей с тяжелой адаптацией к ДОУ |
60 % |
40 % |
На некоторые вопросы анкеты, мамами давались очень схожие по содержанию ответы. Свою родительскую задачу матери видят в том, чтобы:
− воспитать достойного человека;
− воспитать ребенка цельным, самостоятельным, интеллигентным, дать хорошее образование.
Так, на вопрос "В отношениях с Вашим ребенком, Вам не хватает ." большинство опрошенных ответило - времени и терпения.
Если ребенок нарушает запрет, то большинство матерей, судя по ответам на вопрос "Как вы поступите, если ребенок нарушил Ваш запрет?" предпочитают наказывать или ругать ребенка, повторяя свой запрет. Лишь одна мама из двадцати - отвечает, что у нее, для ребенка такого возраста (2,7 лет) практически нет запретов.
Другое по теме:
Исследование аффективных реакций
Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложностью их создания в лабораторных условиях. Среди экспериментальных методов вызывания аффективных реакций: внезапное выключение света, пистолетный выстрел. обрызгивание водой, предъявление испорченного крысиного трупа, мочи, фекальных масс, змей. Часть из этих методов может вообще не вызвать реакции, а другая часть вызывает лишь ряд ...
Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Общее
представление о звуке
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, чел ...
Типология суицида
Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку.
Зигмунд Фрейд, работая над феноменом самоубийства, написал книгу «Печаль и меланхолия», которая полностью посвящена теме исследования. За основу его теории суицида он ввел два вида впе ...